Моим коллегам

Новинки педагогической деятельности

         Сегодня мне хочется поделиться с вами, уважаемые коллеги, двумя новыми приемами, которые не так давно начала использовать в своей практике. Это приемы "Кубик историй" и "Работа с интеллект-картами". Данные новинки я стала применять после знакомства с опытом работы педагога из Беларуси Тихоновецкой Инги Петровны. 
Педагогический приём "Кубик историй"
     Кубик историй - это название появилось по аналогии с Кубиком Блума. Суть универсальной педагогической техники «Кубик Блума» – это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение школьником всех аспектов изучаемой темы. Этот приём был предложен американским психологом и педагогом Бенджаменом Блумом, автором теории таксономии, предполагающей разделение целей обучения на три блока: когнитивную, то есть «знаю», психомоторную (или «творю»), аффективную — «умею». Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: 
Назови…, Почему…, Объясни…,  Предложи…,  Придумай…,  Поделись...
         Кубик историй предназначен для того, чтобы дети учились говорить, рассказывать - пересказать произведение, рассказать материал урока и т.д. Для этого на грани кубика наносятся не вопросы, а пиктограммы. Используется программа Picto Selector, которая предоставляет огромный выбор пиктограмм (Пиктограмма - это символ, который передает информацию об объекте или идее с помощью иллюстрации. Пиктография –это форма письма, в которой смысл передается через рисунок.) Шаблон кубика (как и других форм) задаётся прямо в программе, затем шаблон заполняется выбранными картинками и распечатывается. Вырезав, склеиваем кубик и используем на уроке.
         Как я использую. На уроке организована групповая работа, в группе по 4 человека. Каждой группе выдается кубик (кубики у всех групп одинаковые). Ребята в группе по очереди бросают кубик, каждому выпадает какой-то рисунок. Соотносим рисунки с частями текста. Из каждой группы к доске одновременно выходит те дети, у которых выпала одна и та же картинка. Таким образом, если групп 6, то и выходят 6 человек. Их задача - пересказать нужную часть текста. Один начинает, другие дополняют. Происходит совместное оценивание по заранее выбранным критериям. 

Этот кубик я использовала на уроке литературного чтения в 3 классе по теме "Камилл и учитель". 

А этот - на уроке окружающего мира в 3 классе по теме "Игрушечных дел мастера". 

Ну а этот кубик - на уроке литературного чтения в 4 классе по теме "Произведения о детях. Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»). 
         Можно заметить, что кроме рисунков на грани кубика нанесён QR-код. Это дополнительная информация для детей по теме урока. С помощью смартфона дети знакомятся с чем-то новым для них, с тем, чего нет в учебнике. QR-код формируется здесь же, в программе Picto Selector. Это очень удобно.  
             Фото с урока: 


Педагогический приём "Работа с интеллект-картами"
        Данный прием предполагает использование сервиса Google под названием "coggle". Как я работаю. На уроке литературного чтения знакомлю детей с новым произведением. Открываю сервис, создаю новый шаблон для создания интеллект-карты, в центре, в специальном поле записываю название произведения и автора. По мере работы над произведением создаем с детьми различные ветви от названия: тема произведения, основная мысль, характеристика каждого героя - отдельная ветка на каждого, где происходят действия, когда и т.д. Здесь же размещаю дополнительную информацию в виде ссылки. Например, изучая рассказ Л.Пантелеева "Честное слово", мы выяснили, что действие происходит на Васильевском острове. А где же находится этот остров? Разместила информацию о том, что это в Санкт-Петербурге. Прикрепила ссылку с видеорассказом о Васильевском острове. 
      Домой дети получают задание по группам - перечитать текст и найти  информацию для составления новых ветвей, и работают самостоятельно или в классе - составляют новые ветви интеллект-карты.   
        С использованием готовой карты организуется различная работа: пересказ, рассказ о героях произведения, работа с понятиями, словарная работа, беседа о писателе и т.д.


        Приемы "Кубик историй" и "Работа с интеллект-картами" помогают формировать широкий спектр УУД обучающихся: 
познавательные - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, смысловое чтение, моделирование, анализ, синтез и др.
коммуникативные - управление поведением партнера, контроль действий партнера, умение договариваться и приходить к общему мнению, выдвижение идей, совместное их воплощение в реальность;
регулятивные - целеполагание, контроль, коррекция, оценка, взаимооценка; 
личностные - это формирование нравственного поведения и моральных норм, понимание ценности положительных межличностных отношений. 

Комментарии

Отправить комментарий